В качестве бортовых источников питания на дронах используют легкие и компактные аккумуляторы с большой удельной емкостью и высокой токоотдачей. Этим требованиям соответствуют литий-ионные и литий-полимерные АКБ. Они обеспечивают хорошую автономность без критического утяжеления конструкции и не перегреваются, отдавая большие токи моторам летательных аппаратов. Рассмотрим подробнее, на каких аккумуляторах работают дроны и чем отличаются АКБ разных типов.
По литий-ионной технологии производятся аккумуляторы разных подвидов, с различными катодными материалами. Для питания моторов FPV дронов используют высокотоковые модели – способные обеспечивать стабильно высокую токоотдачу без перегрева, риска возгорания и других проблем. Например, к высокотоковым относятся Li-ion аккумуляторы:
Номинальное напряжение таких ячеек составляет 3,7 В на элемент, а рабочий диапазон – от 4,2 В в полностью заряженном состоянии до 3 В в разряженном. Плюсы и минусы таких ячеек приведены в таблице:
Достоинства |
Недостатки |
Высокая плотность энергии. Большой запас емкости при компактных размерах и легком весе. |
Подверженность естественному старению – постепенной химической деградации, в т. ч. при длительном хранении. |
Устойчивость к токовым нагрузкам. Способность питать мощные нагрузки. |
Значительное снижение емкости и токоотдачи на морозе. |
Незначительный саморазряд. Отсутствие эффекта памяти. Комфорт применения. Защищенность от ударов, проколов и других механических воздействий – благодаря прочной защитной оболочке. |
Обязательное использование BMS платы – для мониторинга рабочих параметров и защиты от всевозможных рисков (перезаряда, глубокого разряда, токовых перегрузок, перегрева и т.д.). |
Ресурс до 1000 циклов разряд-заряд с сохранением 80% исходного значения восстанавливаемой емкости. |
Чувствительность к глубоким разрядам – при долгом пребывании в разряженном состоянии в структуре аккумуляторов происходят необратимые изменения, увеличивается риск внутреннего короткого замыкания. |
При производстве Li-ion элементов катодный материал наносится на алюминиевую фольгу, а анодный материал (графит) – на фольгу из меди. Между ними прокладывается пористый сепаратор с пропиткой из электролита. Затем фольга сворачивается, и образуется аккумулятор, чаще всего – цилиндрической формы. Его помещают в прочный металлический корпус. Электроды в такой электрохимической системе соединяются токоснимающими клеммами, а заряд переносят ионы лития, которые легко встраиваются в кристаллические решетки катодных и анодных материалов.
Литий-полимерные АКБ производятся по той же литий-ионной технологии, но с некоторыми отличиями:
По большинству параметров аккумуляторы Li-Pol идентичны высокотоковым аналогам Li-ion типа. Их объединяет высокая удельная емкость, хорошая токоотдача, номинальное напряжение 3,7 В на ячейку, ресурс около 1000 циклов, малый саморазряд и отсутствие выраженного эффекта памяти. И Li-ion, и Li-Pol аккумы отлично подходят для комплектации дронов, т.к. они обеспечивают солидный запас емкости и стабильно высокие разрядные токи без увеличения взлетного веса.
Слабые стороны у них также аналогичны: неприемлемость глубокого разряда и перезаряда, временное падение емкости и просадка напряжения на морозе, ухудшение характеристик при длительном хранении. Из-за отсутствия жесткого корпуса элементы Li-Polymer более подвержены механическим повреждениям. При долгом пребывании в разряженном состоянии они вздуваются, что наглядно говорит о неполадках в структуре АКБ. Использовать раздутые ячейки нельзя из-за риска внутреннего короткого замыкания и возгорания.
Для оснащения беспилотных летательных аппаратов подходит только 2 вида аккумуляторных батарей – литий-полимерные и литий-ионные модели с увеличенными токами разряда (порядка 10С в постоянном режиме). Остальные виды аккумуляторов для дронов не подходят, т.к. они не могут обеспечить стабильное питание мощных моторов и приемлемое время полета (15–30 минут) без основательного утяжеления конструкции.
Поэтому выбор сводится к 2 группам элементов питания – «пакетам» Li-Pol и «банкам» Li-ion. Для получения батареи нужного вольтажа их соединяют последовательно. Например, если взять ячейки Li-ion Sony US 18650 VTC5A (напряжение 3,7 В на элемент, тип химии LiNiMnCoO2) и соединить их по схеме 3S1P, получим батарею вольтажом 11,1 В. Если же соединить последовательно 4 такие ячейки (по схеме 4S1P), получим АКБ напряжением 14,8 В. По емкости и токоотдаче она будет идентична 1 ячейке: допустимые разрядные токи 35 A, емкость 2600 мА·ч.
Какие АКБ для коптеров лучше использовать – Li-Pol или Li-ion – зависит от имеющихся предпочтений, особенностей эксплуатации дрона, параметров его батарейного отсека и других факторов. Литий-полимерные аккумуляторы бывают сверхтонкими, разных размеров. Литий-ионные элементы более устойчивы к повреждениям и представлены широким ассортиментом. В остальном они практически идентичны.
Главное – выбирать АКБ с подходящими характеристиками. Они должны соответствовать штатной батарее по напряжению и току отдачи, иметь достаточный запас емкости для продолжительного полета, не превышать допустимую массу и свободно помещаться в аккумуляторный отсек. В интернет-магазине Shura-Master.ru можно приобрести емкие и мощные Li-ion аккумуляторы для различных дронов с доставкой по всей России.
Ранее в нашем блоге вышла статья о видах гидравлических тележек, их особенностях и назначении.