При работе с аккумуляторными батареями, их эксплуатации и хранении важно соблюдать правила безопасности. Это поможет избежать травм, повреждения техники и другого имущества, негативных последствий для здоровья людей и состояния окружающей среды. Соблюдение мер безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей и в целом при взаимодействии с ними помогает минимизировать потенциальные риски.
Также полезными будут знания, как действовать в критических ситуациях, например, при возгорании литий-ионных АКБ, чтобы в случае необходимости уметь быстро локализировать область поражения и не допустить распространения пожара. Далее мы рассмотрим, как предотвратить негативные последствия при взаимодействии с аккумуляторными батареями разных типов и как действовать в чрезвычайных ситуациях.
Аккумуляторные батареи разных типов имеют свои особенности и потенциальные риски. В частности, у обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов это:
Поэтому использовать и перевозить такие накопители энергии необходимо строго в вертикальном положении, а заряжать – в специально организованном помещении с интенсивной приточно-вытяжной вентиляцией (чтобы обмен воздуха происходил 6–8 раз в час), на стеллажах с вытяжной вентиляцией для отвода взрывоопасных газов и раздражающих аэрозолей.
При осмотре аккумуляторов нельзя использовать источники открытого огня, чтобы не спровоцировать взрыв накопившегося в АКБ гремучего газа. К работе с обслуживаемыми свинцово-кислотными батареями допускаются специалисты, прошедшие соответствующее обучение и сдавшие зачет по технике безопасности. У них обязательно должны быть:
Чтобы избежать ожогов и отравлений при взаимодействии с серной кислотой и ее раствором, важно строго следовать инструкциям по их хранению, переливанию, переносу емкостей и т.д. Например, для получения электролита используется керамическая, фаянсовая или эбонитовая посуда, устойчивая к кислотам и высоким температурам. Кислоту тонкой струйкой вливают в воду (а не наоборот, чтобы избежать разбрызгивания), и во время приготовления раствор постоянно помешивают.
С необслуживаемыми свинцово-кислотными аккумуляторами (AGM или GEL) все проще: никаких манипуляций с серной кислотой и электролитом, даже доливки дистиллированной воды им не требуется. Нужно только:
не допускать перезаряда и глубокого разряда;При эксплуатации, зарядке и хранении литий-ионных аккумуляторов не приходится выполнять сложные манипуляции. Не зря эти АКБ необслуживаемые, не склонны к протечкам электролита, не выделяют вредных газов и обязательно оснащаются BMS платой. Ее задача – контролировать рабочие параметры и отключать батарею от нагрузки или зарядного устройства при риске ее перезаряда, глубокого разряда, токовых перегрузок и при других нежелательных состояниях.
Пользователю достаточно соблюдать элементарные правила безопасности, и вероятность возникновения опасных ситуаций при использовании Li-ion батарей будет сведена к минимуму. Перечислим основные требования безопасности при взаимодействии с литиевыми АКБ:
Нужно следить за состоянием аккумуляторов, т.к. своевременное выявление проблем помогает избежать аварийных ситуаций. Важно очищать контакты – протирать их сухой тканью для лучшей работы и профилактики перегрева. Нельзя использовать элементы питания с признаками вздутия или видимыми повреждениями, признаками протекания электролита или при появлении запахов. Вышедшие из строя, старые и вызывающие подозрение аккумуляторы следует сдавать на переработку или безопасную утилизацию и заменять новыми накопителями энергии.Нарушение этих правил не только сокращает срок службы элементов питания, но и может спровоцировать внутреннее короткое замыкание или перегрев с дальнейшим тепловым разгоном, возгоранием или взрывом.
Чтобы не допустить быстрого распространения огня в случае самовоспламенения батареи, ее необходимо держать вдали от бумаги, текстиля, химикатов и других легковоспламеняющихся предметов. Желательно – в огнестойком контейнере. Для безопасного хранения и зарядки литиевых АКБ рекомендуется использовать огнестойкие шкафы, в идеале – оснащенные регуляторами температуры.
Поблизости с местами хранения или зарядки аккумуляторов по нормам безопасности должен быть огнетушитель, причем многоцелевой или класса D. В случае возгорания Li-ion батарею желательно переместить на открытое пространство. Тушить огонь водой в таком случае нельзя. Нужен огнетушитель класса D или песок.
Среди разных подвидов литий-ионных аккумуляторов есть модели с максимально устойчивой химической структурой. Это литий-железо-фосфатные АКБ, с обозначением LFP или LiFePO4. Они не самовозгораются и не взрываются даже при критической нагреве или разгерметизации, имеют увеличенный ресурс (более 2000 циклов) и не перегреваются при высоких токовых нагрузках. Такие батареи соответствуют самым высоким стандартам безопасности.
При использовании всех типов аккумуляторных батарей необходимо соблюдать требования безопасности, которые подробно изложены в инструкциях по их эксплуатации. В частности, литий-ионные АКБ удобны в использовании, эффективно работают и не требуют обслуживания. При корректной эксплуатации вероятность их вздутия, самовозгорания или взрыва близка к нулю.
Но если допустить перегрев ячеек, или долго хранить их разряженными, а потом поставить на зарядку, или превысить допустимые токовые нагрузки, вероятность негативных последствий стремительно возрастет. Также риск возгорания увеличивается при разгерметизации аккумулятора или проблемах в работе BMS платы.
Самые стойкие ко всевозможным испытаниям – аккумуляторы подвида LiFePO4. Они не склонны к воспламенению и взрыванию, но при нарушении правил эксплуатации могут потерять в характеристиках или выйти из строя.
Ранее в нашем блоге вышла статья о создании гусеничного вездехода из транспортерной ленты.